Раздел земельного участка


Законы о разделе земли и Земельный кодекс

Основным нормативным документом, который регулирует вопрос, как разделить землю по закону, является Земельный кодекс. В данном нормативном документе однозначно упоминается вопрос разделения земельного участка – ему посвящена в целом статья 11.4 Земельного кодекса. Кроме этого, возможность разделения участков, как один из способов образования новых объектов недвижимости, рассматривается положениями статьи 11.2 ЗК РФ.

Обратите внимание

Согласно установленному порядку при разделении земельного участка образуется несколько новых участков, а старый прекращает своё существование. Исключением из такового порядка является лишь раздел земель, каковые находятся в муниципальной или государственной собственности, а также в собственности садовых товариществ.

Кроме механизма раздела также предусматривается и возможность выдела участка из первоначального, с целью распределения земли между собственниками в соответствии с принадлежащими им долями. При выделении земельного участка из первоначального, изначальный сохраняет свое существование в измененных границах – это предусматривает сохранение кадастрового номера и иных атрибутов. При этом лица, в интересах которых выделялись участки в таковом процессе, теряют своё право собственности и долевого владения первоначальным участком.

В целом, порядок раздела земельных участков подразумевает проведение в обязательном порядке работ по межеванию, а также последующей регистрации полученных участков в Росреестре с соответствующим внесением в государственный кадастр. При этом необходимо либо заключение предварительного соглашения между собственниками до начала процесса раздела, либо решение суда, в соответствии с которым таковой раздел будет производиться.

Процедура раздела земельного участка

Земельный кодекс РФ регулирует осуществление процедуры раздела земельного участка и предусматривает определенные этапы ее проведения. Последовательность действий выглядит следующим образом:

  • получение добровольного согласия совладельцев или судебного постановления о разделе земли в принудительном порядке;
  • подготовка правоустанавливающих, кадастровых и других документов на участок;
  • привлечение специалистов соответствующего профиля для осуществления процедуры межевания и маркировки границ полученных участков;
  • обращение в администрацию с просьбой о присвоении земельным наделам новых адресов;
  • постановка образованных участков на учет в кадастровую палату;
  • регистрация права собственности на землевладение с внесением обновленной информации в Росреестр.

Оформление согласия на раздел

В случаях, когда достигнута договоренность о размежевании земли в добровольном порядке, владельцам стоит обратиться к нотариусу для ее документального оформления. В договоре прописываются доли участка, выделенные каждому из них (равные или иные), а также формы владения получившимися в результате дробления наделами (совместное или единоличное).

В договоре о согласии на раздел должны присутствовать:

  • персональные сведения о владельцах земли (данные паспорта);
  • местоположение участка, предназначенного к разделу (адрес или иные координаты);
  • информация из кадастровой палаты (номер);
  • разрешение на раздел землевладения от всех дольщиков;
  • указание способов деления земельного надела и возникающих прав для собственников на каждую из частей;
  • порядок распределения расходов по оплате необходимых для раздела мероприятий.

Соглашение может быть написано в свободной форме, но должно содержать все важные пункты и быть заверено у нотариуса (во избежание недоразумений, которые могут возникнуть между собственниками впоследствии).

Проведение межевания

Для дальнейших регистрационных действий необходим межевой план земельных участков, образованных по факту раздела общего надела (законодательно закреплено обязательное требование о проведении межевания при изменениях в первоначальных границах землевладения).

Заниматься установлением новых границ получившихся земельных наделов должна организация, имеющая лицензию на осуществление данного вида деятельности. В противном случае выданные документы не будут иметь юридической силы. Инженерные работы по измерению площади участков, обозначению их границ и оформлению сопроводительной документации входят в перечень стандартной процедуры межевания, которая должна проводиться квалифицированным специалистом в присутствии всех заинтересованных лиц (совладельцев участка).

Процедура межевания состоит из:

  • проведения начальных подготовительных мероприятий;
  • заказа собственниками нового техпроекта;
  • уведомления всех заинтересованных лиц о процедуре межевания;
  • установления на местности границ полученных участков, их согласования и закрепления межевыми знаками;
  • измерения площади наделов, определения их координат и составления нового плана землеустройства;
  • подготовки документации для передачи в регистрирующие органы.

Правильно оформленное межевое дело позволяет владельцу участка получить его кадастровый номер и зарегистрировать в Росреестре.

Присвоение адреса

При желании можно сразу же после процедуры межевания подать документы в районную администрацию или территориальный отдел МФЦ для присвоения получившимся участкам новых адресов, упразднив при этом старый (при постройке жилого дома, почтовый адрес строения автоматически будет присвоен участку).

К прошению нужно приложить копии паспорта владельца, выписку из реестра, документы на земельные наделы, а также копию подписанного всеми дольщиками согласия о разделе. В трехнедельный срок с момента приема заявления территориальные органы власти должны передать новые адреса владельцам участков.

Постановка новых участков на кадастровый учет и регистрация в Росреестре

Кадастровый номер землевладениям присваивается в отделениях государственного учета недвижимых объектов по месту их нахождения. Оформить участок можно при личном визите в кадастровую палату, или отправив все требующиеся документы заказным письмом (вложив в него опись пересылаемого).

Для получения кадастрового номера, потребуется следующее:

  • заявление об образовании нового землевладения и постановке его на кадастровый учет;
  • квитанция об оплате госпошлины за проведение данной процедуры;
  • межевая карта с подтверждением согласования установленных границ в законодательно предусмотренном порядке;
  • правоустанавливающие документы (свидетельство о собственности на землю до ее раздела, а также снятии с учета по факту изменения целостности).

Для оформления участка кадастровой палате понадобится около трех недель с момента получения ее работниками документов. В результате регистрации участков, собственники получат их паспорта, свидетельствующие о том, что объектам присвоены новые кадастровые номера.

Завершающим этапом раздела становится внесение сведений об образованных земельных наделах в Росреестр с последующим подтверждением прав собственности владельцев.

Для этого понадобится представить:

  • заявления от хозяев участков;
  • квитанции об уплате госпошлины за регистрацию собственности;
  • кадастровые паспорта образованных земельных наделов;
  • доказательства прав владения участком, который подвергся разделу;
  • нотариально заверенные полномочия представителя, если процедуру регистрации осуществляет доверенное лицо владельца.

Документы передаются в регистрирующий орган по местоположению землевладения. В течение месяца владелец участка получит новое свидетельство о собственности (если не возникнет причин для отказа или приостановления процедуры).

Процесс раздела земельного участка на два или несколько наделов меньшего размера требует достаточно длительного времени, а также предполагает вложение немалых средств. Однако иметь в собственности несколько небольших участков в ряде случаев удобнее, нежели один большой, ведь после проведения всех установленных мероприятий, владелец имеет полное право распоряжаться этими объектами недвижимости по своему усмотрению.

Признание права собственности на самовольную постройку

Исправление ошибок в кадастровых сведениях

Как провести объединение земельных участков в соответствии с Земельным Кодексом

Документы для приватизации муниципальной квартиры

Дачная амнистия что это, упрощение или новые сложности в оформлении

Как продать наследственную квартиру до истечения 3 лет владения

Как разделить земельный участок – порядок действий

Чтобы разделить землю, необходимо соблюдать установленный законом порядок действий. В случае его несоблюдения, процедура раздела может быть не осуществлена в принципе, либо могут возникнуть отдельные нарушения прав участников такового раздела. С точки зрения законодательства, раздел земельного участка пошагово производится следующим образом:


  1. Между собственниками участка заключается соглашение о порядке раздела такового участка. При этом если раздел производится одним собственником, таковое соглашение не требуется. Составленное соглашение может подразумевать предоставление отдельным участникам раздела права собственности на конкретные новообразованные участки, разделение долей собственников в них и другие отдельные нюансы.

  2. На основании заключенного соглашения с привлечением соответствующих кадастровых инженеров проводится процедура межевания новоопределенных участков. При этом межевание должно производиться при извещении всех заинтересованных лиц – к ним относятся как собственники новоопределяемых участков, так и владельцы сопредельных с ними территорий – соседи. Без извещения соседей и их согласия процедура межевания впоследствии может быть оспорена в судебном порядке и быть признана незаконной.
  3. Когда межевание будет произведено, следует направить обращение органам местного самоуправления с целью присвоения адресов новообразуемым участкам. При этом одному из них может быть присвоен адрес уничтожаемого участка.
  4. После решения о присвоении адресов, следует обратиться с заявлением в Росреестр о разделении участка и присвоении кадастровых номеров новым участкам, а также регистрации на них права собственности в соответствии с заключенным соглашением. Все эти процедуры проводятся одновременно.

При обращении в Росреестр необходимо подготовить определённый пакет документов, без которого раздел участка не будет оформлен должным образом. Так, к таковым документам относятся:


  • Паспорт заявителя или паспорта, или иные установочные документы, если одним из собственников выступает юридическое лицо;

  • Заявление, подписанное всеми собственниками земельного участка;
  • Решение властей про присвоение адреса новообразуемым участкам;
  • Соглашение про разделение участка между собственниками;
  • Правоустанавливающая документация, подтверждающая право собственности на разделяемый участок;
  • Межевой план;
  • Квитанция об уплате госпошлины, которая составляет от 350 до 2000 рублей в зависимости от целевого предназначения новых участков.

После этого будет произведена регистрация факта раздела участка и будут оформлены все необходимые документы, способные подтвердить возникновение права собственности на новые земли.

Последовательность разделения участков

Нарушение порядка межевания территории является причиной для признания действий незаконными. Следовательно, проведенный раздел будет считаться недействительным. На ответственных этапах разделения участка лучше придерживаться определенных правил, а при наличии сложностей — привлечь профильного специалиста.

Прежде чем разделить землю, эксперты, обычно, создают план с визуализацией территории и ее планируемого разделения. На этом плане отображают и существующие объекты недвижимости (дома, коттеджи, гаражи, хозяйственные постройки).

Как разделить землю на два разных земельных участка? Этапы размежевания

Далее, чтобы разделить землю, владельцам необходимо пройти следующие этапы:

  1. Заключить договор о порядке раздела земли. Это необходимо, если у участка больше 1 собственника. Если вы собираетесь самостоятельно провести разделение, и вам не нужны посторонние разрешения, к примеру, вы хотите выделить участок для хозяйствования своим родственникам и поделиться территорией, то это сделать гораздо проще;
  2. Пригласить инженеров для проведения межевания земельного участка. В процессе разделения все заинтересованные стороны уведомляются об этом. Это касается и соседей, которые живут рядом с участком;
  3. Передать документы в государственные органы. После проведения всех процедур, в администрацию передаются или отправляются документы на землю + заявление. В нем заявитель просит присвоить новым участкам номера и адреса. При этом, в одном из объектов он может закрепить за собой характеристики общего участка, но при условии, что в документы вносятся изменения по площади и прочим характеристикам объекта;
  4. Одновременно с подачей заявлений осуществляется регистрация права собственности за новыми владельцами земельных наделов.

Так выглядит схематическая последовательность узаконивания разделения земельного участка.

  • Лучшие места для постройки дома по Каширскому шоссе

  • Как подготовить дом к предстоящему ремонту?

  • Зачем люди делают полы из пробки и кожи?

  • Как понять, что перед вами элитная недвижимость?

  • Как вырастить болгарский перец на приусадебном участке?

  • Коттеджные поселки 2020. Что построили и достроят в этом году?

  • В поисках красивого коттеджа. Поселки Подмосковья с самой живописной архитектурой

  • Садовый душ (для сада). Какие бывают виды и как выбрать?

  • Стоит ли ставить раздвижные двери в свой загородный дом?

  • Что нужно учитывать, выбирая домработницу (горничную)?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: