Отходы ЖКХ: порядок вывоза и ТБО, стоимость


Жидкие бытовые отходы это?

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов»

«жидкие бытовые отходы» — хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и сбрасываемые в сооружения и устройства, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения и предназначенные для приема и накопления сточных вод.

Обратимся в Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), раздел 7 :

«ОТХОДЫ ПРИ ВОДОСНАБЖЕНИИ, ВОДООТВЕДЕНИИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СБОРУ, ОБРАБОТКЕ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ, РАЗМЕЩЕНИЮ ОТХОДОВ

(за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)

Таким образом, сточная вода образуется если водоотведение происходит:

  • через очистные сооружения с дальнейшим отведением в систему оборотного водоснабжения
  • сброс в водный объект
  • через централизованную систему водоотведения.

В остальных случаях — это жидкие бытовые отходы.

Лисичникова Людмила

Задать вопрос

В интернете очень много статей, критикующих способ отнесения к сточным водам или отходам в зависимости от способа удаления. Ниже в статье представлены 2 разъяснения по этому вопросу.

Жидкие бытовые отходы или сточные воды — разъяснения

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 августа 2020 года N 12-50/07137-ОГ

Об обращении с жидкими бытовыми отходами

Отнесение жидких бытовых отходов к сточным водам или к отходам зависит от способа их удаления.

В случае если жидкие фракции удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты после соответствующей очистки, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 июля 2020 г. № 12/59/16226 Об отнесении жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к жидким бытовым отходам или сточным водам

5 августа 2015

Минприроды России в соответствии с письмом Росприроднадзора от 11.06.2015 № ВС-03-04-28/9892 и письмом от 21.04.2015 № 1075/02-23 рассмотрело запрос об отнесении жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к жидким бытовым отходам или сточным водам и сообщает.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее — отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды — дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления,

В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае, если такие фракции удаляются иным способам, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

Плата за вывоз ЖБО и водоотведение. Порядок и особенности расчета платы. 2020 год

В связи с этим плата за сбор и вывоз жидких бытовых отходов не может рассчитываться, как для коммунальной услуги, на основании норматива потребления, либо на основании приборов учета.

Понятие услуги водоотведения (коммунальной услуги) установлено п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 и, определяется как отвод бытовых стоков по централизованным сетям водоотведения. То есть, если ваши стоки текут в централизованную канализацию с выходом в очистные сооружения, то вы пользуетесь коммунальной услугой водоотведения.

Все виды коммунальных услуг перечислены в ст. 154 Жилищного кодекса РФ – это холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

КЕМ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ТАРИФ И КАК ОН РАССЧИТЫВАЕТСЯ?

Порядок расчета платы за коммунальные услуги установлен ст. 157 Жилищного кодекса РФ и производится исходя из фактического объема потребляемых услуг, определяемого на основании показаний приборов учета. Если приборы учета отсутствуют, то расчет стоимости услуги производится исходя из нормативов потребления на одного человека.

Тариф платы за коммунальные услуги устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы), которым является Региональная энергетическая комиссия Свердловской области. Этим же органом устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг.

В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, Сбор и вывоз жидких бытовых отходов не является коммунальной услугой по водоотведению содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491, услуга по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов входит в состав работ (услуг) по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

ПОЧЕМУ ВЫВОЗ ЖБО НАЧИСЛЯЮТ, ИСХОДЯ ИЗ ПЛОЩАДИ КВАРТИРЫ?

Статьей 158 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны участвовать в расходах на содержание общего имущества многоквартирного дома соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

В свою очередь доля каждого собственника в общем имуществе многоквартирного дома пропорциональна размеру помещения, находящегося в собственности (ст. 37 Жилищного кодекса РФ). Иными словами, чем больше площадь квартиры, тем больше доля собственника в общем имуществе, соответственно, тем больше расходы собственника на содержание этого самого общего имущества. Поэтому, расчет стоимости жилищных услуг производится на метр квадратный помещения, находящегося в собственности.

В одинаково невыгодном положении оказываются собственники помещений, установившие индивидуальные при- боры учета холодного водоснабжения и те, у кого приборов учета нет. В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Российской Федерации» приборы учета устанавливаются для учета энергетических ресурсов, к которым в том числе, относится и вода, передаваемая и потребляемая с использованием централизованных сетей водоснабжения.

Поэтому учет водоотведения в выгребные ямы не может осуществляться по показаниям приборов учета. А учет сбора и вывоза жидких бытовых отходов из выгребной ямы может быть учтен, исходя из количества метров кубических отходов фактически, вывезенных из ямы. Расчет услуги по сбору и вывозу для конкретного собственника помещения в многоквартирном доме получается следующий: стоимость вы- везенного объема ЖБО за определенный период, деленная на площадь всех квартир и нежилых помещений (без мест общего пользования) и умноженная на площадь конкретной квартиры (помещения).

Стоит ли говорить о том, что стоимость услуги водоотведения существенно дешевле услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов. В существующих условиях отсутствия локальных очистных сооружений и увеличением объема потребления воды в связи с использованием современной бытовой техники, увеличение объемов вывоза ЖБО – неизбежно.

Руководством района неоднократно рассматривался вопрос о ремонте и увеличении мощности существующих очистных сооружений. В настоящее время муниципалитет может позволить себе только работы по подготовке проекта реконструкции очистных в п. Белоярского. В дальнейшем будет прорабатываться вопрос о возможности регионального и федерального софинансирвоания работ через соответствующие программы модернизации объектов ЖКХ.

Дарья ТИТОВА, специалист по жилищному контролю Администрации БГО.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

Председательствующего: Иволгиной Н.В.

судей Омского областного суда: Канивец Т.В., Майера В.Е.

при секретаре: Знаменщикове В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Войновой Л.В. на решение Черлакского районного суда Омской области от 13 октября 2010 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска прокурора Черлакского района Омской области в интересах Войновой Л.В., Армаковой Г.А. к ООО «Темп» о признании действий незаконными, возложении обязанности по исчислении суммы коммунального платежа исходя из показаний прибора учета отказать.»

Заслушав доклад судьи областного суда Канивец Т.В., судебная коллегия

Прокурор Черлакского района Омской области обратился в суд в интересах Войновой Л.В. и Армаковой Г.А. к ООО «Темп» о признании действий незаконными. В обоснование иска указано, что ООО «Темп» начисляется плата за коммунальную услугу по водоотведению по установленным им тарифам. В соответствии с требованиями законодательства плата должна начисляться по показаниям приборов учета, установленных в квартирах граждан. Войновой Л.В. и Армаковой Г.А. плата вносится в соответствии с показаниями счетчиков, однако ответчиком направляются претензии об оплате задолженности за водоотведение. Просил признать действия ООО «Темп» по начислению платы за водоотведение по тарифам незаконными, возложить обязанность по исчислению суммы коммунального платежа исходя из показаний прибора учета.

В судебном заседании прокурор заявленные требования не поддержал, указав, что услуга по вывозу жидких бытовых отходов не является коммунальной услугой, в связи с чем, размер платы за нее государственному регулированию не подлежит и устанавливается ответчиком.

Войнова Л.В. и Армакова Г.А. исковые требования поддержали, пояснив, что в занимаемых ими квартирах имеется только холодное водоснабжение, также имеется система канализации, по которой вода и жидкие бытовые отходы вытекают в выгребную яму, построенную на два многоквартирных дома. Услуга по вывозу отходов предоставляет коммунальную услугу по водоотведению, поэтому должна оплачиваться исходя из показаний приборов учета, а не за фактическое количество рейсов автомобилей, осуществляющих откачку и вывоз отходов из выгребной ямы. Отметили, что выгребная яма не является полностью герметичной, в нее возможно попадание дождевых, талых и иных вод. Учет количества воды, попадающей именно в выгребную яму, не производится.

Представитель ООО «Темп» Чекалкин С.И. с иском не согласился, отметив, что организация коммунальных услуг не оказывает, а предоставляет услугу по откачке и вывозу жидких бытовых отходов, которая государственному регулированию не подлежит. Имеется тариф за откачку и вывоз одного куб.м. жидких бытовых отходов. В выгребную яму может попасть вода, используемая населением, но не учитываемая приборами учета в квартирах граждан, а также дождевая, талая и иная вода. В квартирах граждан производится учет холодной воды, подаваемой в квартиры граждан, а не воды, поступающей в выгребную яму.

Это интересно: Нет отопления в квартире по вине соседей, как быть? — Форум Расчет ЖКХ 2020 год

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе Войнова Л.В. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. Указывает, что отходы по присоединенным канализационным трубам поступают в выгребную яму, откуда вывозятся автомобилями ответчика, что является иным способом водоотведения, оплачиваемым исходя из показаний приборов учета. Указывает, что не обязана оплачивать откачку и вывоз талой и дождевой воды, попадающей в негерметичную выгребную яму.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Войновой Л.В. — Войнова В.С., поддержавшего жалобу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Омской области Вершининой Г.А., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Согласно части 4 приведенной нормы плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.

В силу ч.1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением правительства РФ от 13.08.2006 N491, к содержанию общего имущества отнесен сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов (п.11).

С четом приведенных выше норм права сбор и вывоз жидких канализационных отходов, образующихся в результате деятельности жильцов дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

Как видно из материалов дела, Войнова Л.В. и Армакова Г.А. проживают в квартирах N_ и N_ в доме N_ по ул. _ в р.п. Черлак Омской области.

В жилом доме имеется холодное водоснабжение, горячего водоснабжения нет. В доме имеется система канализации, по которой использованная вода и жидкие бытовые отходы вытекают в специально оборудованную выгребную яму, построенную на два многоквартирных дома. На трубах холодного водоснабжения у истцов установлены счетчики, учитывающие количество потребленной воды.

Вывоз жидких бытовых отходов из выгребной ямы осуществляет ООО «Темп» по договору от 01.07.2010 г., заключенному с жильцами дома N _, по которому ООО «Темп» обязалось предоставлять услугу по откачке и вывозу жидких бытовых отходов 10 рейсами автомобиля КамАЗ в месяц, емкость цистерны которого составляет 9.5 куб.м. Стоимость одного рейса составляет 481 рубль.

В соответствии с расчетом ООО «Темп» себестоимость на услугу по откачке и вывозу жидких бытовых отходов за 1 куб.м. для населения на 2010 год составляет 50.59 рублей.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о возложении обязанности по начислению платы за вывоз жидких бытовых отходов исходя из показаний прибора учета, суд первой инстанции правильно указал, что такая коммунальная услуга, как водоотведение, рассчитываемая согласно показаний приборов учета, жильцам дома N_ по ул. _ в р.п. Черлак не оказывается, так как в доме отсутствует присоединенная к канализационной системе многоквартирного дома централизованная сеть, при помощи которой имелась бы возможность по предоставлению данной коммунальной услуги.

Все жидкие бытовые отходы скапливаются в негерметичной выгребной яме, ООО «Темп» оказывает именно услугу по откачке и вывозу жидких бытовых отходов, цена на которую определяется по соглашению сторон договора.

Такой вывод суда основан на правильном применении норм материального права к спорным правоотношениям с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Ссылка жалобы на то, что отходы по присоединенным канализационным трубам поступают в выгребную яму, откуда вывозятся автомобилями ответчика, что является иным способом водоотведения, оплачиваемым исходя из показаний приборов учета, подлежит отклонению, как ошибочная.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N307 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и устанавливают требования к их формированию.

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по обеспечению граждан, проживающих в управляемом жилом доме, помимо прочего, холодным и горячим водоснабжением, а также водоотведением.

Пунктом 6 Правил установлен состав коммунальных услуг, предоставляемых потребителю в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которым понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги.

В соответствии с названным пунктом Правил водоотведение — отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети.

Следовательно, оказание услуги водоотведения возможно в случае присоединения внутридомовых инженерных систем жилого дома к инженерной сети исполнителя коммунальных услуг.

Поскольку в жилом доме N_ по ул. _ в р.п. Черлак внутридомовые инженерные сети не подключены к инженерным сетям исполнителя коммунальных слуг, ООО «Темп» не является исполнителем данной услуги и осуществляет вывоз жидких бытовых отходов из выгребной ямы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оказываемые обществом услуги не соответствуют понятию водоотведения, определенному Правилами, ввиду отсутствия присоединенной сети.

Несостоятелен и довод кассатора о том, что услуга по вывозу жидких бытовых отходов должна оплачиваться исходя из показаний прибора учета.

Имеющиеся в квартирах истцов счетчики отражают количество потребленной гражданами холодной воды, но не отражают количество отведенных из квартир жидких бытовых отходов.

Согласно п.7 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N307 от 23.05.2006 г. коммунальные услуги предоставляются потребителям на основании договора, содержащего условия их предоставления и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения.

Если собственники помещений в многоквартирном доме не заключили договор с исполнителем о водоотведении, то они могут заключить такой договор непосредственно с организацией ВКХ. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за водоотведение на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.

Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Это интересно: Порядок расчёта корректировки отопления — Форум Расчет ЖКХ 2020 год

Общий объем отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета — пропорционально их показаниям.

Исходя из приведенных положений закона следует, что оплата услуги по водоотведению, исходя из показаний приборов учета, возможна при наличии коллективных (общедомовых) приборов учетов, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В доме N_ по ул. _ в р.п. Черлак Омской области общедомовых (коллективных) приборов учета на водоотведение не установлено, поэтому оплата услуги по вывозу жидких бытовых отходов не может быть рассчитана исходя из показаний индивидуальных приборов учета поступления холодной воды в помещение.

В судебном заседании установлено, что в выгребную яму попадают не только жидкие бытовые отходы, но и иные сточные воды от деятельности граждан (вода из системы отопления, из труб холодного водоснабжения в квартирах, не оснащенных приборами учета, и т.п.) и природных явлений (дождевая, талая и иная вода).

Весь этот объем сточных вод, в том числе, не учитываемый установленными счетчиками холодной воды, откачивается автомобилями ответчика.

Ссылка кассатора на то, что жильцы дома не обязаны оплачивать вывоз дождевых и сточных вод, которые скапливаются в негерметичной яме, обязанность по герметизации ямы лежит на управляющей , поэтому ООО «Темп» должно предъявлять требования именно к управляющей компании, не может быть принята во внимание. Выгребная яма относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, на которых в силу закона лежат обязанность по сохранности данного имущества. В случае оказания управляющей компанией ненадлежащих услуг по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома жильцы дома не лишены права предъявить управляющей компании соответствующие требования, в том числе по герметизации выгребной ямы, в случае, если данные работы не относятся к капитальным.

Жильцы дома заключили с ООО «Темп» договор, согласно которому ООО «Темп» обязано предоставлять услуги по откачке и вывозу жидких бытовых отходов вне зависимости от составляющих отходов. Размер платы за откачку и вывоз ЖБО из выгребных ям открытого и закрытого типа нецентрализованной канализации установлен по тарифам исполнителя, действующего на момент заявки потребителя.

Ссылка кассатора на то, что по договору Войнова Л.В. брала на себя обязательство по оплате согласно показаний приборов учета, несостоятельна, поскольку при подписании договора Войнова Л.В. собственноручно дописала напротив подписи фразу «по счетчику», вместе с тем изменение порядка оплаты с оплаты по тарифу на оплату по счетчику не было согласовано с исполнителем ООО «Темп», поэтому оплата по счетчику не считается установленной.

При рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, правильно применены нормы материального и процессуального права. Поскольку судом проверены все доводы сторон, дана надлежащая оценка всем представленным по делу доказательствам, постановлено законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Рассмотрев кассационную жалобу в пределах содержащихся в ней доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

решение Черлакского районного суда Омской области от 13 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Проблемы, связанные с квалификацией отношений по вывозу бытовых сточных вод из септиков, стали актуальны в 2010 г., когда в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса” (в ред. от 27.07.2010, далее – Закон № 210-ФЗ) полномочия по регулированию тарифов для организаций коммунального комплекса были переданы на уровень субъекта РФ.

Проблемы, связанные с квалификацией отношений по вывозу бытовых сточных вод из септиков, стали актуальны в 2010 г., когда в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса” (в ред. от 27.07.2010, далее – Закон № 210-ФЗ) полномочия по регулированию тарифов для организаций коммунального комплекса были переданы на уровень субъекта РФ.

До 13 августа 2010 г. тарифы на водоотведение при наличии вывозной канализации утверждались органами местного самоуправления в рамках их полномочий. Однако субъекты РФ усомнились в правомерности утверждения таких тарифов на 2011 г., точнее в правильности учета в них затрат на транспортировку сточных вод от септиков до канализационных сетей или очистных сооружений. К тому же услуги по вывозу бытовых сточных вод из септиков иногда относят к услугам по вывозу жидких бытовых отходов (далее – ЖБО). Авторы данной статьи дают разъяснения по указанным вопросам.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Сбор и обработка сточных вод

· сбор и отвод бытовых сточных вод

(в т. ч. у индивидуальных пользователей), а также дождевой воды
через канализационные сети, коллекторы; их перевозку цистернами и другими транспортными средствами
, обработку и удаление;

· очистку сточных вод с использованием физических, химических и биологических методов, таких как разжижение, фильтрование, седиментация, и другими способами;

· техническое обслуживание и чистку канализационных систем;

· опорожнение и чистку выгребных ям, отстойников и септиков

,
сточных колодцев;
обслуживание туалетов с химической стерилизацией.

Деятельность по сбору и отводу сточных вод может осуществляться как через канализационные сети, так и путем перевозки транспортными средствами.

Как следует из приведенных положений Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, деятельность по сбору и отводу сточных вод может осуществляться через канализационные сети либо путем перевозки цистернами или другими транспортными средствами, в т. ч. в результате очистки выгребных ям, отстойников и септиков.

Согласно подп. “д” п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) сбор и вывоз ТБО и ЖБО включены в содержание общего имущества в многоквартирном доме (далее – МКД). Следовательно, затраты на их осуществление в силу пп. 1 и 2 ст. 154 ЖК РФ входят в состав платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД.

Коммунальные услуги водоотведения

Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам в соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307). Коммунальная услуга водоотведения именуется как отвод

бытовых стоков
из жилого помещения
по присоединенной сети
(п. 6 Правил № 307). В отсутствие приборов учета количество бытовых стоков определяется исходя из объема горячей и холодной воды, используемой потребителями для бытовых нужд согласно п. 28 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 (далее – Правила № 306).
Это интересно: Формула №12 Расчет платы за горячее водоснабжение на ОДН при наличии общедомового прибора учета 2020 год

Согласно п. 6 Правил № 307 состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг зависит от наличия

соответствующих
внутридомовых инженерных систем.
Так, оказание услуги водоотведения подразумевает
наличие присоединенной к жилому помещению канализационной сети
для отвода бытовых стоков.
Во всех канализованных домах
такое условие соблюдается, следовательно, их жильцам
должны быть предоставлены коммунальные услуги водоотведения
. В обязанности исполнителя услуги входит обеспечение надлежащего обслуживания внутридомовой канализационной системы и беспрерывность отведения сточных вод из жилого помещения.

Способ обеспечения предоставления данной услуги и порядок определения размера платы зависят от условий присоединения внутридомовых сетей к системе коммунальной канализации (инфраструктуры). Рассмотрим такие условия.

Если внутридомовые сети присоединены к системе коммунальной канализации

, исполнитель (при непосредственном управлении МКД таковым является собственник) заключает договор о приеме (сбросе) сточных вод с той организацией, которая осуществляет такие функции и несет ответственность за режим и качество водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в доме, с системами коммунальной инфраструктуры.
. . .
ПОЛНЫЙ текст статьи можно прочитать в майском номере журнала «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера»

Специалисты департамента тарифной политики, энергетики и ЖКК ЯНАО напоминают жителям автономного округа о произошедших изменениях в предоставлении и начислении платы за услугу по сбор и вывозу сточных бытовых вод (ЖБО). Дело в том, что согласно постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», услуга по сбору и вывозу ЖБО из септиков, находящихся на придомовой территории, отнесена к перечню работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме. Эти изменения, распространяются на отношения исполнителей ЖУ (УК, ТСЖ) по договорам, заключенным после 3 апреля 2013 года.

Специалисты отраслевого департамента отмечают, что в связи с вышеуказанными изменениями у жителей автономного округа возникает ряд вопросов. Наиболее распространенным является вопрос: «Входят ли в стоимость жилищной услуги работы по содержанию септиков»?

Отвечая на этот вопрос, эксперты ссылаются на постановление № 290, в котором указан минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе:

— проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септиков) и дворовых туалетов;

— проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков;

— вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории.

Таким образом, плата за услугу по содержанию общего имущества в многоквартирном доме должна быть определена с учетом расходов по вышеуказанным видам работ.

Еще один наиболее часто задаваемый вопрос: «Возможно ли включить в полную стоимость услуг по откачке и вывозу ЖБО, расходы на капитальный ремонт септиков?»

Эксперты департамента тарифной политики и, энергетики и ЭКК ЯНАО отвечают: «В соответствии со статьей 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, расходы на капитальный ремонт септиков не могут включаться в полную стоимость услуг по вывозу ЖБО и, соответственно, в стоимость услуги содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Собственники отказываются принимать решение о включении стоимости вывоза ЖБО в ЖУ

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, принимается на основании решения общего собрания собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации ( пункт 31 Правил № 491).

Таким образом, решение общего собрания собственников помещений по определению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения должно быть принято с учетом предложений управляющей организации и не может противоречить нормам действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 34 Правил № 491, в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом.

Вопрос вывоза ЖБО из септика, использующегося несколькими многоквартирными домами

Согласно Правилам № 491 (абзац 2 пункта 5) в состав общего имущества многоквартирного дома включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества (пункт 1 Правил № 491).

Таким образом, вопрос вывоза ЖБО из септика, использующегося несколькими многоквартирными домами, должен быть решен общим собранием собственников данных домов. В случае, если собственники нескольких многоквартирных домов на общем собрании примут решение, что данный септик является общим имуществом их домов, то расходы по его содержанию и вывозу ЖБО должны распределиться пропорционально занимаемой площади всех жилых помещений указанных домов.

Септик, находящийся за пределами придомовой территории многоквартирного дома так же является общим имуществом многоквартирного дома, соответственно услуга по вывозу ЖБО из данного септика может быть включена в перечень работ и услуг по содержанию иного общего имущества этого многоквартирного дома.

В случае, если для обслуживания одного многоквартирного дома используется несколько септиков, расходы по их содержанию и вывозу ЖБО входят в стоимость 1 м2 жилищной услуги.

В случае, если в многоквартирном доме, не оборудованном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации, часть квартир оборудованы септиками для индивидуального использования (которые не являются общим имуществом многоквартирного дома), то собственники таких квартир самостоятельно осуществляют содержание данных септиков и заключают договор на откачку и вывоз ЖБО с организациями, осуществляющими данный вид деятельности. Расходы по содержанию и вывозу ЖБО с таких септиков не включаются в стоимость жилищной услуги данного многоквартирного дома.

Источник: департамент тарифной политики, энергетики и ЖКК ЯНАО

»

Отличная статья 0

Отходы из септиков — жидкие бытовые отходы из выгребных ям

Чаще всего вопрос отнесения к жидким бытовым отходам или сточным водам касается сточных вод (отходов), которые откачивают из септиков.

В данном случае — если отходы из септика передаются на очистные сооружения для дальнейшей их очистки, то это сточные воды.

Если отходы из септика передаются на полигон для захоронения отходов или утилизируются, то это отходы.

Что делать собственникам неканализированных» квартир — заключать договор на вывоз и утилизацию бытовых отходов из выгребных ям. Каждый многоквартирный дом имеет свою выгребную яму, так как отсутствует присоединение к центральной сети канализации. Следовательно откачка и вывоз жидких бытовых отходов из выгребных ям должны производиться специализированным транспортом для утилизации в специально отведенное место.

Жидкие бытовые отходы: перечень и ФККО

Перечень ЖБО, представленных в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО). Все отходы относятся к 4 классу опасности.

Жидкие бытовые отходы (ЖБО) образуются от эксплуатации жилых объектов и предприятий, не оборудованных системой и сооружениями по отводу сточных вод. Хозяйственно-бытовые и фекальные сточные воды собираются и накапливаются в специальных сооружениях — резервуарах и отстойниках (выгребных ям). Попадание хозяйственно-фекальных стоков из выгребных ям в окружающую среду должно быть исключено. Отходы, образующиеся от откачки и очистки выгребных ям представлены

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: