Что такое социальная норма
Соцнорма – это количество потребленной электроэнергии на одного человека, утверждённое на законодательном уровне.
Оплата за электричество в пределах норматива ведется по сниженному тарифу. За расходование свыше, потребитель платит больше.
Властям субъектов РФ дано право самостоятельно определять норму энергопотребления, в соответствии с местными условиями. Но отклонение в сторону увеличения не должно превышать 40% от установленного базового показателя.
Вопросы, связанные с расчетом нормативов и потреблением электроэнергии населением, регламентируются постановлением Правительства № 614, федеральными законами № 35 –ФЗ от 21.02.2003 года и № 261 – ФЗ от 23.11.2009 года, постановлениями местных органов власти.
Установленные показатели и факторы, влияющие на величину норматива
Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.
Однако установка электросчётчиков возможна не для всех потребителей в связи с отсутствием технической возможности по причине изношенности основных фондов жилых зданий и неудовлетворительного состояния сетей. Иногда потребители не желают добровольно устанавливать индивидуальные приборы учёта.
В данной ситуации оплата производится по расчётным нормативам, зависящим от следующих факторов:
- жилой и нежилой площади квартиры;
- числа прописанных на жилплощади;
- принадлежности жилья к многоквартирным или частным домам;
- использования электрической печи для приготовления пищи;
- способа отопления;
- нахождении жилья в городе или сельской местности.
Указанные нормативы рассчитаны опытным путём на основе фактически замеренных показателей для групп потребителей разбитых на категории, в целом по стране. Региональным властям дано право корректировать нормативы в соответствии с местными условиями, накладывающими отпечаток на себестоимость поставки энергоресурсов. Однако отклонение в большую сторону от федеральных норм не должно превышать 40%.
Рекомендуем: Сколько электроэнергии расходует тёплый пол
Предельные ежемесячные нормы на одного человека, утверждённые в регионах, в зависимости от использования газо- или электроплиты, соответственно, составляют (в кВт*ч):
- для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире – от 81 до 185 или от 108 до 263;
- семей, проживающих в аналогичных условиях – от 28 до 63 или от 37 до 89.
Нормы потребления
Нормы рассчитываются с учётом следующих дополнительных обстоятельств:
- жителям сельской местности показатели назначаются выше на 90 кВт*ч, в связи с необходимостью использования энергоресурсов в приусадебном хозяйстве;
- одинокие пенсионеры при отсутствии электросчётчика, не установленного по уважительным причинам, не зависящим от потребителя, оплачивают электроэнергию по социальному нормативу, назначенному по минимальному лимиту потребления;
- для дачного домовладения при наличии централизованного электроснабжения без установленного индивидуального прибора учёта размер платы назначается по нормативам на одного человека.
Нормы потребления электроэнергии для особых случаев
Детальнее о величине установленных нормативов изложено в постановлениях местных органов власти.
Для чего введён показатель
Цель государства призвать потребителей к экономному расходованию электроэнергии. Тех же, кто не намерен снижать объёмы, заставить платить за услугу по более высокой цене. В итоге, частник покупает электричество за небольшие деньги за счет того, что бизнес оплачивает ресурс по завышенной ставке.
В настоящее время граждане платят за энергопотребление в полтора-два раза ниже, чем предприятия. Для домохозяйств, не превышающих пределы социальной нормы, снижение тарифа может составить 3-10 %.
Размер соцнорм
Каким должен быть норматив расходования электроэнергии в 2020 году? Среднюю норму невозможно установить одинаковой повсеместно. На объём потребления влияет множество факторов.
Там, где есть природный газ, электричество тратится меньше. В северных холодных районах его нужно больше. Учитывают оснащенность домов электрическими котлами, лифтами, электропечами. На квартиру с газовой плитой норма меньше, чем на квартиру с электроплитой. Имеет значение, распложено ли домохозяйство в городе или в деревне.
Для многоквартирных домов нормы потребления зависят от:
- квадратных метров жилой квартиры;
- потребляемой мощности приборов;
- количества квартир;
- числа комнат в квартире;
- количества прописанных жильцов в каждой квартире.
Если для одинокого человека норма потребления электроэнергии составляет 96 кВт*час, то для семьи из двух человек – 156 кВт*час, а в домохозяйстве из 3 человек, норма будет 206 кВт*час.
Приняты дополнительные условия:
- для жителей сельской местности добавочно предоставляется 90 кВт*час в месяц;
- если в дачном домике никто не зарегистрирован или прописан только один человек, будет выделена всего одна социальная норма;
- при установке в домохозяйстве газовой плиты, норматив потребления снизится на 43 кВт*час на одного человека;
- при установке счетчика электроэнергии во время отопительного сезона предоставляется надбавка к норме в размере 3000 кВт*час.
Так, в 2020 году норма потребления электроэнергии на одного человека (при использовании газовой плиты), составила:
- в Москве (Московской области) – 80 кВт*час;
- Санкт-Петербург – 78 кВт*час;
- Нижегородская и Владимирская области – 50 кВт*час;
- Забайкальский край – 65 кВт*час;
- Красноярский край – 75 кВт*час;
- Ростовская область – 96 кВт*час;
- Орловская область – 190 кВт*час.
При превышении соцнормы, тариф возрастает в среднем в полтора раза. Например, во Владимирской области вместо 2,81 рубля за 1 кВт*час нужно будет заплатить 3,55 рублей, в Забайкалье — 3,38 вместо 2,04 рублей.
С января 2020 года произошло повышение норм потребления электричества в сравнении с прошлым годом на 10% для граждан, имеющих собственное жилье. Таким образом, правительство решило подтолкнуть людей к покупке и установке счетчиков в своих домах, квартирах, коттеджах.
Запланировано увеличение соцнормы с коэффициентом 1,5 для:
- льготников;
- многодетных семей;
- семей с инвалидами.
Как рассчитывается норматив электроэнергии
В каждом регионе установлены свои нормы потребления электроэнергии из расчёта на одного человека. Ознакомиться с ними можно на сайте своей энергоснабжающей компании. Для жителей Москвы и области такой является “Мосэнергосбыт”.
Если у собственника жилья не установлен счётчик, то расчёт потребляемой энергии ведётся по нормативу. Формула расчёта следующая:
Если электросчётчик отсутствует или показания по ПУ не передаются жильцом более полугода, то расчёт будет проводиться по другой формуле:
По Москве действуют следующие нормативы:
Одинокий гражданин | Семья, в т.ч. и с детьми-инвалидами | |
с газовой плитой | 50 кВт/ч | 45 кВт/ч |
с электроплитой | 80 кВт/ч | 70 кВт/ч |
Оплату по нормативу производят в следующих случаях:
- не установлен электросчётчик;
- прибор учёта установлен, но не введён в эксплуатацию;
- не обнаружен узел учёта.
Начисление электроэнергии по нормативу при наличии счётчика также возможно. К таким ситуациям относят следующие:
- когда прибор установлен, но не принят к учёту энергоснабжающей компанией;
- когда электросчётчик сломан и новый не установлен.
Порядок расчета
Если нет счетчика, оплата за потреблённую электроэнергию рассчитывается по формуле:
П=Л*Н*Т, где:
- П – конечная сумма платежа;
- Л – число проживающих в квартире людей;
- Н – установленный в регионе норматив на одного человека;
- Т – стоимость 1 кВт*час по тарифному плану.
Помимо этого, при отсутствии прибора учета, применяют повышающий коэффициент.
Не применяют коэффициент, если установка счетчика не возможна по причине ветхого жилья, либо в случае неприспособленности сетей для монтажа устройства контроля.
Оплата по нормативам может насчитываться на объекты потребления с установленным электрическим счетчиком, если:
- электрический счетчик неисправен;
- отсутствует своевременная передача показаний прибора учёта поставщику электроэнергии;
- представителям контроля не предоставляется доступ к счетчику;
- прибор преднамеренно испорчен.
По действующим законодательным нормам, если в течение 3 месяцев потребитель не даёт данных об израсходованной электроэнергии, размер платежей рассчитывается по средним показателям предыдущего полугодового периода. С четвёртого месяца к оплате предлагается счет, соответствующий утвержденным в регионе тарифам и нормативам.
В многоквартирных домах предусмотрена оплата электроэнергии на ОДН (общедомовые нужды). При этом в здании устанавливается общий счетчик, показания с которого по определённой форме расчета разбрасываются на каждую квартиру с учетом площади жилища. Если индивидуальный прибор учета не установлен, сумма будет начислена по нормативам местной администрации.
Чем регламентируется норматив потребления электроэнергии
Расчёт потребляемого электричества населением регулируется на законодательном уровне несколькими Федеральными законами и Постановлением Правительства РФ. От установленных нормативов во многом зависит конечная сумма в квитанциях за электроэнергию. Рассмотрим главные аспекты каждого закона более детально, чтобы иметь полное представление о данном вопросе.
Правительственное постановление № 614
В данном документе описаны правила проведения выборочной проверки для установления норматива, а также представлены методики проведения расчётов и сбора статистических сведений. Помимо этого, указаны категории жилых помещений, для которых определён фиксированный предел потребления электричества. При его превышении гражданин обязан оплачивать услуги с применением повышающих коэффициентов.
Смысл Постановления в том, чтобы 70% населения могли уложиться в установленные нормы без ущемления для себя и своей семьи, влияющего на качество жизни. В среднем определён показатель в 70 кВт/ч на одного жильца. Данная цифра может изменяться региональным поставщиком, но такие действия должны быть обоснованы статистическими данными по региону.
Дело в том, что наша страна большая и находится в разных климатических зонах. Соответственно, меняется потребления электричества, так как оно идёт на освещение, отопление и прочие нужды.
В статье 33 Постановления Правительства №614 от 22.07.2013 г. определены размеры платы за потреблённую энергию при отсутствии электросчётчиков.
Таким образом, если в помещении есть техвозможность установления электросчётчика, но владелец по каким-либо причинам не делает этого, то оплачивать он будет по нормативу и повышающему его коэффициенту. Но если техвозможности нет и это доказано документами установленной формы, то оплата будет проводиться по фиксированным ставкам без повышения. Поэтому если у Вас не установлен прибор учёта, то при коммунальных начислениях нужно обращаться к статье 33 ПП №614.
Важно! В законе написано “понижающий коэффициент”. Этот термин относится к льготе. Он повышает установленный тариф.
А также в Постановлении указаны коэффициенты, влияющие на повышение ставки при поломке электросчётчика. То есть если потребитель не устранил проблему путём установления нового прибора учёта, то по истечении 2 месяцев к нему будут применяться следующие коэффициенты:
- в первые полгода – 0,9%;
- в каждом последующем периоде, равном 6 месяцам – 0,1.
В данном законе в статье 38 указано, что норматив может быть пересмотрен в отношении некоторых категорий граждан в сторону уменьшения, но для этого нужно подать заявление в энергоснабжающую компанию.
Перерасчёт производится в течение 10 рабочих дней. При этом берётся период начала возникновения прав на льготу, но не более чем за 1 год.
При появлении основания на получение льготы гражданин должен самостоятельно уведомить об этом исполнителя, то есть энергоснабжающую организацию.
Пунктом №14 установлена льготная категория граждан, имеющих право на снижение социальной нормы с применением коэффициента 1,5. При этом объём потребляемой энергии не должен выходить за пределы нормы.
Ранее к таким категориям относили только одиноко проживающих пенсионеров и их домохозяйства. Как видно из закона, перечень был расширен. Теперь большая часть граждан может воспользоваться льготами по электроэнергии.
Постановление Правительства №614
Федеральный закон № 35-ФЗ
Данный закон направлен на определение полномочий органов госвласти, регулирование отношений в сфере электроэнергетики. Также он определяет права и обязанности субъектов, осуществляющих деятельность в области поставки и выработки электричества, и потребителей.
Федеральный Закон-35
В настоящем законе в статье 3 определены основные понятия электроэнергетики:
- Расчётный период.
- Ценовые и неценовые зоны.
- Гарантирующий поставщик.
- Территориальная сетевая организация.
- Виды отключений и многое другое.
Федеральный закон носит универсальный характер, создаёт единые правила регулирования отношений и распространяется как на потребителей, так и на субъектов оптово-розничных рынков энергетики.
В пункте 5 статьи 23 говорится о принципах и методах регулирования цен. Установлено, что поставщик не может изменять тарифы чаще, чем раз в месяц. Поэтому энергосбытовые компании изменяют цены на поставляемый энергоресурс в конце года.
Статья 38 регулирует отношения между поставщиками электроэнергии и потребителями. Так, в ней описано, что за качество поставляемого энергоресурса отвечает субъект электроэнергетики в соответствии с техрегламентами и иными обязательными требованиями.
С целью соблюдения надёжности, поставляемого энергоресурса до потребителя, законом установлено, что должны соблюдаться правила техэксплуатации сетей. Обязательно наличие гарантирующего поставщика, отвечающего за бесперебойную работу всей схемы поставки электричества клиенту.
Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 г
Настоящий закон направлен на регулирование отношений по энергоснабжению и действий, связанных с повышением энергоэффективности. Именно с этой целью был создан закон № 261-ФЗ: ввести и закрепить на государственном уровне экономическое, правовое и организационное стимулирование в области энергосбережения и энергоэффективности.
Федеральный Закон-261
Как сказано в статье 5, действие данного закона распространяется:
- на деятельность, где применяются различного рода энергоресурсы;
- на энергетические ресурсы и воду, подаваемую через центральное водоснабжение;
- на организации, относящиеся к коммунальным хозяйствам, субъектам естественных монополий, регулирование цен (тарифов) которых производится государством РФ;
- на область обороны государства и его безопасности.
В статье 13 говорится о применении приборов учёта потребляемых ресурсов и об обязанности устанавливать системы измерения в жилых и нежилых помещениях. При этом оборудование должно соответствовать требованиям законодательству РФ. Не подлежат установке электросчётчиков следующие объекты:
- ветхое и аварийное жильё;
- здания, находящиеся в списках под снос;
- здания, ожидающие капремонта.
В пункте 9 статьи 13 говорится, что организации, осуществляющие деятельность по передаче энергоресурсов по общим инженерным сетям, обязаны проводить работы по установке приборов учёта. При этом они не могут отказать гражданам в заключении такого договора, если клиент обслуживается на их участке. Также в данном пункте сказано, что цена проведения работ по установке новых ПУ устанавливается по соглашению сторон, то есть имеет место свободное ценообразование. Если клиенту предоставляется рассрочка платежа, то процент по ней не должен превышать установленную на день заключения договора ставку рефинансирования ЦБ РФ. Исключение составляют средства бюджета, по которым допускается повышенная ставка.
О социальной норме говорится в пункте 4 статьи 27, где уточняется, что её могут устанавливать только органы госвласти и местного самоуправления, имеющие на то полномочия. При этом в обязательном порядке разница должна быть компенсирована энергосбытовой компании.
Как сэкономить?
Если в домохозяйстве никто не прописан, но есть прибор учета, платить нужно по его показаниям. Если счетчика нет, расчет осуществляется по нормативам. Но в этом случае придется оплатить гораздо больший объем электроэнергии, чем реально израсходованный.
Поэтому первое, что нужно сделать, чтобы сэкономить – это установить прибор учёта.
Снизить расходы поможет приобретение бытовых приборов с экономным энергопотреблением. Международная классификация предусматривает буквенное обозначение от A до G, где маркировка буквой А означает наиболее экономичные устройства, есть дополнительные еще более экономичные классы А+, А++.
Дополнительно уменьшить энергопотребление можно:
- обеспечив герметичность помещений с включенными кондиционерами или электрообогревателями;
- регулярно удаляя накипь с электрочайников, тэнов водонагревателей либо используя альтернативные источники подогрева (кипячения) воды;
- исполняя правила эксплуатации приборов, например, холодильники и компьютеры необходимо размещать вдали от нагревательных приборов;
- применяя энергосберегающие источники освещения;
- установив двухтарифный счетчик, включая мощные электроприборы в ночное время суток, когда оплата за электричество значительно ниже.
Электросчетчик и перечисленные выше меры позволят снизить расходы на потребление электроэнергии.
Для нежилых объектов
Потребители электроэнергии в нежилых помещениях многоквартирных домов вносят оплату за услуги так же, как и собственники жилых помещений.
Размер оплаты зависит от группы, к которой можно отнести пользователя:
- Если это население и приравненные к нему категории, использующие ресурс на коммунальные бытовые нужды, оплата производится по регулируемым ценам и тарифам.
- В остальных случаях потребители платят за электричество по свободным, не регулируемым ценам, которые выше тарифов для населения.
В приложении 1 Постановления Правительства РФ № 1178 от 29.12.2011 приведён перечень потребителей, относящихся к группе «население». Данный термин касается:
- исполнителей коммунальных услуг и наймодателей, предоставляющих жилище гражданам (социальное и другое жилье);
- СНТ, дачных и огороднических участков некоммерческих объединений;
- юрлиц, приобретающих электроэнергию для содержания осуждённых;
- потребителей, расходующих электроэнергию на коммунальные и бытовые нужды военных поселений;
- религиозных организаций, содержащихся за счет пожертвований прихожан;
- энергосбытовых компаний, приобретающих ресурс для населения на коммунально-бытовые нужды;
- некоммерческих объединений граждан, приобретающих электричество для содержания нежилых помещений, не связанных с коммерческой деятельностью (сараи, гаражи, погребы, котельные).
Если нежилое помещение или территория используется для коммерческой деятельности и предполагается получение дополнительного дохода, применяют свободные цены для групп категории «прочие потребители».
К данной категории можно отнести фирмы-подрядчики, занимающиеся устройством строительных площадок и подключением силового электрического оборудования, без которого невозможна организация работ.