Признание права собственности на земельный участок…снятый с кадастрового учета

Довольно часто граждане сталкиваются с вопросами, которые имеют юридический подтекст и не позволяют разрешить возникшие противоречия без обращения к специалисту. Более того, к специалисту, который поможет подготовить необходимый пакет документов и достойным образом представить ваши интересы в государственных органах или даже в суде. Одной из таких непростых проблем является вопрос снятия земельного участка с государственного кадастрового учета. Несмотря на кажущуюся простоту, на практике эта ситуация вызывает множество сложностей.

Оператор Алиса Юрист

Дорогие читатели! В наших статьях рассматриваются типовые ситуации решения юридических вопросов, но каждая проблема уникальна. Поэтому, если нужна БЕСПЛАТНАЯ консультация с юристом — звоните по телефону доб 946 (Москва и МО) доб 651 (СПБ и Ленинградская обл.)

Почему снимают земельные участки с кадастрового учета

Вся земля, которая находятся на территории РФ, ставится на кадастровый учет. Эти сведения об участках систематизируются и вносятся в Государственный кадастр недвижимости. В процессе использования участка его площадь, назначение и иные технические характеристики могут претерпевать изменения.

Все эти изменения должны быть отражены в кадастре, так как в противном случае они будут признаны незаконными. Речь может идти, например, о разделе одного объекта недвижимости на 2 равнозначных.

Чтобы узнать эти сведения о земельном участке, необходимо заказать выписку из ЕГРН на интересующий вас объект недвижимости.

При этом первый, большой участок должен подлежит снятию с кадастрового учета, а два новых — наоборот, будут подлежать постановке на учет.

Кроме этого случая имеется еще и прямое указание законодателя относительно временного земельного участка, которое должно исполняться и такие земельные наделы также подлежат снятию с учета.

Основным нормативным актом в вопросе снятия земельного надела с учета является ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Закон содержит положения относительно компетенции уполномоченных органов и отвечает на вопрос, почему снимают наделы с учета.

Последствия снятия ЗУ с кадастрового учета заключаются в одном простом правиле: снимать земельный участок с учета без его последующей регистрации в качестве нового объекта недвижимости нельзя.

Участок, который был снят с учета не должен «потеряться»; вместо него либо появляются новые земли, либо он после смены некоторых характеристик вновь получит свой кадастровый номер.

О том, как снять земельный участок с кадастрового учета, расскажем ниже.

Что такое снятие с кадастрового учета земельного участка?

Снятие ЗУ с учета в государственном кадастре недвижимости (ГКН) – это юридическое действие, констатирующее утрату участком правоспособности.

После того как был земельный участок снят с кадастрового учета, надел перестает функционировать в прежнем качестве, либо удостоверяется его гибель и утрата функциональных характеристик, не допускающая последующего применения земель по целевому назначению и извлечение из них прибыли.

Основания для снятия с государственного учета

В Государственный кадастр недвижимости могут быть внесены изменения, в соответствии с которыми определенный земельный надел или части участка земли исключаются из него по объективным причинам.

Таких оснований несколько:

  • участки, которые сформированы из земель государственного или муниципального значения и на которые не были зарегистрированы какие-либо права и обременения («временные» участки);
  • участки, которые были поставлены на учет более 2 лет назад, но за это время никаких регистрационных действий в отношении прав аренды или собственности их пользователями произведено не было;
  • снятие участка ранее учтенного, то есть участок претерпевает преобразования по изменению площади (например, делится, расширяется и т. д.);

    ранее учтенный участок

  • на участок более года после постановки на «временный» учет не производилась регистрация вещных прав.

Решение суда о расформировании земельного участка

Как видим, круг оснований для снятия ограничен и расширительному толкованию не подлежит. То есть по иным причинам регистрационный орган снимать надел с учета не будет.

Еще одним основанием для исключения участка из кадастра является вступившее в законную силу решение суда. Довольно часто такой акт требуется не для того, чтобы снять участок с учета по основаниям, предусмотренным законом, а для того, чтобы отказаться от него в связи с неиспользованием.

Например, по решению суда сняли надел земли с учета в ГКН для того, чтобы правообладатель перестал нести налоговое бремя. В этом случае собственник земельного участка обращается в суд с заявлением и доказательствами, что земельный участок не используется им по назначению.

Здесь можно

>> Задать свои вопросы юристу (бесплатно).

Статус земельного участка

Любой земельный участок, который внесен в Реестр и имеет кадастровый паспорт, является объектом собственности. Каждый участок имеет свои индивидуальные особенности, которые потом и включаются в кадастровый паспорт и отличают такой участок от других подобных.

Что же означает статус «снят с учета»? Это значит, что все сведения в Реестре упразднены, а сам участок перестал быть объектом недвижимости, в том числе и объектом чьей-то собственности.

Случаи, когда земельному участку может быть присвоен статус такого рода:

  • Все объекты недвижимости, на которые есть данные в Государственном кадастровом реестре, до времени, когда такая недвижимость будет зарегистрирована собственником, будет числиться временной. Интересный факт: если право собственности, которое было приобретено в результате разных событий, не будет зарегистрировано в кадастровом реестре в течение 5 лет с момента приобретение такого права владения и распоряжения, то тогда земельный участок автоматически получает такой статус.
  • В случае, если такой земельный участок в результате определенных манипуляций с землей прекращает свое существование. Например, происходит объединение нескольких земельных участков, или происходит разделение земельного участка. Сам статус появляется в кадастре в течение 3-х дней после того, как новые права на новые образованные участки будут зарегистрированы.
  • В случае, если решением суда было принято решение присвоить такой статус участку и, таким образом, прекратить существование объекта.

Таким образом, получается, что участок может быть снят с учета в результате следующих манипуляций с землей:

  1. Изменение территориальных границ земли;
  2. Увеличение самого участка за счет объединение нескольких участков;
  3. Разделение участка на несколько небольших;
  4. В случае, если в кадастре была допущена ошибка, например, двойная регистрация земельного участка.

Кроме этих причин, может быть еще и причина того, что данный земельный участок не позволяет осуществить территориальное разделение с соседним участком. В таком случае происходит корректное межевание участков с изменением их территориальных границ.

Пакет документов для подачи в госорганы

Снимать с кадастрового учета земельные наделы, уполномочен Росреестр в лице своих территориальных органов по месту нахождения участка. Однако заявитель по своему усмотрению вправе выбрать один из 4 вариантов обращения:

  1. Непосредственно в Росреестр посредством личного посещения госоргана и подачи всего пакета документов. В этом случае заявитель может воспользоваться и услугами представителя. Обязательное требование — наличие подтвержденных полномочий.
  2. Направления бумаг почтой. Как правило, это делается в виде заказного письма.
  3. Посещение МФЦ. В часы работы организации заявитель предоставляет собранный пакет документов оператору и получает на руки расписку об их принятии.
  4. Подавать заявление через официальный сайт Росреестра в разделе «Электронные услуги». В этом случае гражданину или организации понадобится усиленная квалификационная подпись, так как иным способом подписать поданные документы невозможно.

Вне зависимости от выбранного способа, пакет документов будет одинаков для всех заявителей. Различия законодатель делает лишь в групповой принадлежности к физическим лицам либо организациям.

Документы, которые предоставляются гражданами:

  1. Заявление на снятие участка с кадастрового учета. Оно заполняется в соответствии с образцом, предоставленным на выставочном стенде в Палате или в МФЦ в количестве 1 шт. и передается лицу, принимающему документы.
  2. Паспорт заявителя (оригинал).
  3. Правоустанавливающие документы на земельный надел. Если в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о данном участке, то заявитель должен предоставить еще и копию правоудостоверяющего документа.

Документы, которые предоставляются организациями:

  1. Заявление о снятии с учета в 1 экземпляре.
  2. Паспорт заявителя (оригинал).
  3. Копия доверенности на право представления интересов организации.
  4. Правоустанавливающие документы на земельный надел.

Важно! Никаких других документов уполномоченное лицо требовать от заявителя не вправе, так как этот перечень бумаг является закрытым. При возникновении вопросов относительно участка, они должны разрешаться путем межведомственного взаимодействия.

Порядок проведения процедуры

Вся процедура снятия с кадастрового учета земельного участка, условно делится на несколько этапов:

  1. Прием и регистрация поданных заявителем документов. На этой стадии заинтересованное лицо посещает государственный орган и сдает весь пакет бумаг. Уполномоченное лицо производит первичную проверку документов и выдает заявителю расписку о его принятии, в которой указывается дата готовности бумаг. Если документы были направлены по почте, то Росреестр также обязан выдать расписку об их получении, которая приходит заявителю заказным письмом.
  2. Второй этап заключается в том, что оператор вводит в единую базу Государственного кадастра недвижимости все сведения об этом участке, если они там не содержались или какую-либо дополнительную информацию, если она подлежит корректировке в связи с подачей заявления о снятии участка с учета.
  3. На этом этапе производится проверка всех поданных документов на соответствии установленным требованиям законов. Именно в этой ситуации и выявляются основания для отказа в проведении процедуры снятия участка с кадастрового учета.
  4. Этот этап подводит итоги всей работы уполномоченных лиц государственного органа и позволяет принять решение либо об отказе в проведении процедуры регистрации, либо о приостановлении учета, либо о проведении процедуры снятия с учета.

Процедура снятия земельного надела с кадастрового учета отличается систематичностью и длящимся характером.

Именно поэтому заявитель на этапе подачи заявления (если речь не идет о грубом несоответствии предоставляемых документов требованиям законодателя), не может быть уверен, что государственная регистрация закончится снятием с кадастрового учета земельного участка.

Признание права собственности на земельный участок…снятый с кадастрового учета

Коллеги, интересует ваше мнение относительно разрешения одного весьма интересного казуса.

Суть дела такова. Решением суда за гражданином признается право собственности на земельный участок в СНТ. В качестве индивидуализирующих признаков данного участка суд указывает местоположение участка: № аллеи в СНТ, № участка по указанной аллее; площадь, а также кадастровый номер. Решение суда вступает в законную силу. После этого истец, обратившийся в целях исполнения решения суда к кадастровому инженеру за составлением межевого плана, так как границы участка не были установлены, обнаруживает, что, оказывается, участок с данным кадастровым номером аннулирован (снят с кадастрового учета). Самое пикантное в том, что снятие с учета произошло буквально за месяц до обращения гражданина в суд и эти сведения (о снятии с учета) были в выписке ЕГРН, которая запрашивалась судом у Росреестра. Но ни гражданином, обратившимся за признанием права в суд, ни самим судом эта информация не была взята во внимание и в резолютивной части решения теперь фигурирует аннулированный кадастровый номер.

Как выяснилось, снятие с учета земельного участка произошло на основании ч. 3 ст. 70 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой «орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости».

Таким образом, у гражданина, имеющего на руках положительное решение о признании права собственности на земельный участок, возник непростой вопрос исполнения данного судебного акта.

Как известно, по общему правилу зарегистрировать права на объекты недвижимости невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости. Однако в данной ситуации подготовка межевого плана в связи с образованием земельного участка упирается в то, что вновь образованному участку должен быт присвоен свой уникальный кадастровый номер, в то время как в судебном акте-основании кадастрового учета и регистрации права указан другой кадастровый номер этого объекта недвижимости.

Подготовка межевого плана в связи с уточнением границ земельного участка, который снят с кадастрового учета, также невозможна в силу положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Все-таки, выбрав первый вариант (подготовка межевого плана в связи с образованием земельного участка), гражданин обратился в Росреестр и получил вполне ожидаемое уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.

Соответственно, на этом этапе возникла проблема выбора правильной траектории решения возникшего правового конфликта. Что разумней и правильней сделать гражданину для исполнения имеющегося судебного решения? Вот некоторые из мыслимых вариантов:

  1. Обращение в суд с заявлением о разъяснении решения. Велика вероятность отказа в разъяснении решении, но очень интересно было бы посмотреть на содержание определения, если суд все-таки согласится с неясностью своего акта.
  2. Обращение в суд c требованием к Росреестру о восстановлении аннулированных и исключенных из реестра недвижимости сведений о земельном участке. (Такая практика в судах имеется. К примеру, см. решение Одинцовского городского суда Московской области от 10 июня 2020 г. по делу № 2-5527\2015. Также возможность восстановления аннулированных и исключенных из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках на основании решения суда подверждается позицией Минэкономразвития РФ в письме от 4 марта 2011 г. № Д23-879. Сложность в том, что в рамках такого дела необходимо установить, что действия Росреестра по снятию участка с учёта были незаконными, чего в нашей ситуации не наблюдается, так как снятие с учёта состоялось до обращения в суд).
  3. Обращение в суд с новым иском о признании права собственности на земельный участок, только в этот раз без указания аннулированного кадастрового номера. Тут проблема в том, что фактически это будет спор между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям, что согласно ст. 134 ГПК РФ является основанием для отказа в принятии искового заявления.
  4. Еще один вероятный способ устранения сложившейся правовой проблемы гражданином уже был использован – обращение с заявлением об исправлении описки в решении суда (опиской предлагалось признать указание в резолютивной части решения на аннулированный кадастровый номер). Однако, этот, в некотором смысле пижонский способ (и, вероятно, самый простой способ) не нашел своей поддержки у суда и в исправлении описки было отказано.

Что можно посоветовать в сложившейся ситуации? Какие еще возможны варианты решения возникшего казуса?

UPD. Действия по исправлению описки не дали результата, обращение с заявлением о разъяснении решения тоже не привело к положительному исходу, так как то разъяснение, которое дал суд, никак не могло помочь в решении вопроса. Однако, пока шли данные процессы, Росреестр самостоятельно восстановил спорный земельный участок на кад. учете. В итоге эта история весьма длительной продолжительности все равно закончилась хэппи эндом:)

Сроки выполнения

Со дня подачи необходимого пакета документов для снятия с регистрационного учета земельного участка должно пройти не мене 18 рабочих дней, прежде чем Росреестр примет решение относительно судьбы надела.

Если уполномоченным лицом было принято решение о снятии участка с учета, то не позже 3 рабочих дней все изменения вносятся в Государственный кадастр недвижимости. Заявителю в кадастровую палату ничего передавать не нужно; все осуществляется в порядке информационного взаимодействия между государственными органами.

Если заявителю было отказано в снятии участка с учета, то ему дается время на устранение всех недостатков в поданных документах, после чего он вправе вновь обратиться за предоставлением услуги.

Кадастровая услуга по снятию участка с учета бесплатна. Ни граждане, ни организации не платят государственную пошлину при обращении.

Что делать если земельный участок сняли с кадастрового учета?

Они касаются процедуры межевания и уточнения границ участка.

  • Физическое уничтожение участка из-за аварий на крупных предприятиях, экологических катастроф, природных бедствий.
  • Сведения были внесены в Государственный кадастр временно.
  • Регистрация участка земли была временной, по прошествии времени не была проведена регистрация права собственности.
  • Судебное решение.
  • Таким образом, перечислены только такие обстоятельства, при которых использование участка стало невозможна. Порядок оформления В первую очередь для снятия с учета нужно составить заявление. Этот документ составляет и подает сам собственник, либо его представитель по доверенности. Заявление оформляется в местном отделении Росреестра, по адресу земельного участка.

Какие могут быть основания для отказа в предоставлении госуслуги?

  1. С заявлением обратилось ненадлежащее лицо (например, не имеющие право представлять интересы организации).
  2. Земельный участок не является объектом собственности, государственный учет которого уполномочен осуществлять Росреестр.
  3. Пакет представленных заявителем документов не соответствует требованиям законодателя.
  4. Участок земли не может быть преобразован и в связи с этим снимать участок с учета не представляется возможным.
  5. Заявитель не устранил выявленные нарушения в течение 3 месяцев с момента отказа ему в снятии участка с учета.

Решение уполномоченного органа об отказе должно быть выдано заявителю на руки и иметь мотивировочную часть, а также сроки устранения всех недостатков. Этот акт заявитель вправе обжаловать как в вышестоящий орган, так в суд.

Документы, которые выдаются на руки

По результатам рассмотрения поданного заявления о снятии земельного надела с учета, заявителю может быть выдан на руки один из 2 документов:

  1. Решение об отказе в снятии.
  2. Кадастровая выписка, в которой указана дата снятия с учета.

Здесь можно

>> Как и где можно заказать кадастровую выписку.

Никаких других документов заявителю на руки не выдают. Кроме того, с выпиской ему никуда идти не надо, так как все изменения в кадастр будут внесены уполномоченным оператором.

кадастровая выписка

Таким образом, процедура снятия участка с кадастрового учета направлена, прежде всего, на упорядочение и систематизацию все земельных наделов, расположенных на территории РФ.

В случае необоснованного отказа в ее проведении заявитель вправе обжаловать все решения государственного органа и защищать свои права либо в вышестоящей инстанции, либо в суде. При необходимости, земельные участки будут сняты с кадастрового учета уполномоченными органами по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: